Airsoftlife.ru

Airsoftlife.ru - энтузиастический ресурс

Метки: Преферанс анекдоты, преферанс ленинградка играть, преферанс флоренция, преферанс сочинка играть, преферанс 3.12.

«Преферанс», картина Виктора Васнецова, 1879 год.

Префера́нс (фр. préférence — предпочтение, преимущество) — карточная игра со взятками. Получила распространение в России в середине XIX века. Предшественником преферанса считается вист. Играется втроём, вчетвером (в этом случае каждый игрок по очереди пропускает раздачу, что называется «сидит на прикупе») или вдвоём (преферанс вдвоём называют «гуса́рик»). Возможно играть составом и больше четырёх человек, но тогда игра теряет динамичность, и интерес к ней снижается, так как каждый игрок вынужден пропускать две и более раздач подряд. Часто вместо выражения «сыграть в преферанс» используется выражение «расписа́ть пу́льку».

Преферанс является коммерческой игрой[1][2], то есть такой игрой на деньги, в которой результат в большей степени определяется умением игрока, нежели везением, в отличие от азартных игр. В преферансе деньги не являются элементом стратегии, что делает их необязательной частью игры.

Содержание

Правила игры

Цель игры

Цель игры — набрать за время партии как можно больше очков в общем счёте. Очки в игре называются висты́, бывают нескольких видов и заносятся в соответствующие игроку области пу́льки (см. ниже). Общий счёт вычисляется из них по определённым правилам.

Инвентарь и продолжительность партии

Пулька на 4-х игроков

В игре используется колода из 32 карт от семёрки (младшая) до туза (старшая) каждой масти.

Для записи премиальных и штрафных очков используется специальным образом размеченный лист бумаги — пу́лька. Каждый игрок имеет в пульке три области:

  • Пу́ля,
в пулю записываются очки за сыгранные игры на взятки и премия за 0 взяток на распасах, если это установлено в конвенциях. Каждое очко в пуле равно +10 или +20 (конвенция, называемая «Пи́тер» или «Ленингра́д») вистам.
  • Гора́
штрафные очки. Начисляются за ремизы и в большинстве конвенций за взятки на распасах. Каждое очко в гору равно −10 вистам.
  • Bисты́
начисляются за взятки при вистовании и, в конвенции «Ростов», за наименьшее количество взяток на распасах. Каждое очко в области «висты» равно 1 висту. При расчёте имеет смысл и учитывается разность вистов каждого участника с каждым партнёром («висты игрока 1 на игрока 2» соотносятся к «вистам игрока 2 на игрока 1»).

Каждая преферансная партия состоит из совокупности раздач карт, в каждой из которых происходит один из трёх возможных типов игры. Партия играется до выполнения условия её окончания, которым, в соответствии с предварительной договорённостью участников, может быть:

  • каждый игрок набрал установленное количество очков в пуле,
  • игроки суммарно набрали установленное количество очков в пуле,
  • наступило оговорённое время окончания игры,
  • сыграно оговорённое количество кругов раздач карт,
  • набрано определённое количество очков в пуле и гора всех игроков «списана» до нуля.

Раздача карт

Сдающий карты в первой раздаче партии определяется жребием, в последующих раздачах карты раздаются игроками по очереди, по часовой стрелке.

Сдающий должен тщательно перетасовать карты, затем положить колоду на стол перед своим соседом справа для обязательного «съёма» колоды. Положив оставшиеся карты на снятые, он раздаёт их.

Карты сдают по две за раз, по часовой стрелке, начиная с левого партнёра. Каждому из трёх игроков сдают по 10 карт в пять кругов. Две карты кладутся отдельно в «при́куп». Прикуп желательно класть после первого круга сдачи, но, в любом случае, не первой и не последней парой карт.[3]

Если играют 4 человека, то роль раздающего в игре сводится к следующему:

  1. при игре в «распасы́» раздающий выкладывает верхнюю карту, обозначая масть хода, либо не участвует в игре, если на распаса́х прикуп не открывается (например, в конвенции «Ростов»);
  2. если после заказа контракта два оппонента играющего спасова́ли, то раздающий может вернуть вист, посмотрев карты одного из игроков, и осуществить розыгрыш сдачи за этого игрока;
  3. при висте всве́тлую раздающий имеет право принимать участие в обсуждении плана розыгрыша сдачи наравне с вистовавшими игроками.

Если конвенцией это заранее оговорено, взявший контракт может отказаться от прикупа, и в этом случае сидящему на прикупе игроку будет записан оговорённый штраф; если же в прикупе оказываются 2 туза, то сидящему на прикупе игроку будут записаны премиальные очки (за исключением розыгрыша мизе́ра).

Если играют 2 или 3 человека, раздающий участвует в торговле и розыгрыше на общих основаниях.

Торговля

После раздачи происходит торг между игроками, определяющий тип игры. Существует 3 типа игр:

  • игра на взятки — один из игроков обязуется взять определённое число взяток, остальные стремятся помешать этому,
  • мизе́р — один из игроков обязуется не взять ни одной взятки, остальные стремятся помешать этому,
  • распасы — каждый игрок стремится взять как можно меньше взяток.

Заявки объявляются по очереди по часовой стрелке, и первым заявку делает игрок слева от раздающего. Содержанием заявки является или слово «пас», что означает отказ от торговли, или называние минимальной разрешённой к объявлению игры: от минимальной «6 пик» до максимальной заявки «10 без козыря», или слово «мизе́р». Игрок, сказавший «пас», выбывает из дальнейшей торговли.

В ходе торговли соблюдается принцип увеличения старшинства игр: при выполнении «значащей заявки» (не «пас») игрок обязан объявить игру, превосходящую по старшинству уже объявленные. Исключение: если в торговле осталось 2 игрока, то игрок, расположенный на старшей руке, может не поднимать заявку игрока на младшей, а подтвердить её, сказав «здесь». Старшинство рук определяется по часовой стрелке от сдатчика в порядке убывания старшинства. Старшинство игр — от 6 до 10, старшинство мастей по возрастанию: пики, трефы, бубны, черви, без козыря. Таким образом, последовательность игр по возрастанию старшинства: 6 пик — 6 треф — 6 бубен[4] — 6 червей — 6 без козыря — 7 пик — 7 треф — 7 бубен и т. д.

Заявка «мизе́р» означает обязательство игрока не взять ни одной взятки. Тип игры мизер в преферансе «каба́льный». Это означает, что заявка «мизер» может быть только первой и единственной заявкой данного игрока в текущей раздаче и не может поступить от игрока, уже называвшего в розыгрыше другую игру или пасовавшего. Заявка «мизер» может быть перебита заявкой на 9 или 10 взяток, после чего торговля прекращается (существуют вариации правил, в которых можно заявить мизер без прикупа, который в свою очередь может быть перебит заявкой либо девять без прикупа либо десять.[5]

Если хотя бы один игрок произнёс заявку, отличную от паса, торговля продолжается до тех пор, пока два игрока не произнесут «пас». Победивший в торговле игрок становится разыгрывающим.

Если все три игрока первым словом в торговле заявили «пас», играются распасы́.

Ход игры

Игра на взятки

В игре на взятки победивший в торге игрок берёт карты прикупа, показывает их остальным игрокам и забирает их себе. После этого он делает «снос»: сбрасывает, никому не показывая, две ненужные ему карты (любые: как розданные ему в начале игры, так и содержавшиеся в прикупе).

В некоторых конвенциях (например, в «Ростове») также есть понятие «платный прикуп». Это означает, что в случае, когда игрок принимает прикуп, состоящий из сильных карт, раздающий (даже «сидящий на прикупе») пишет на него висты, как некий «налог» с игрока за удачную раздачу. Туз в прикупе стоит 10 вистов, марьяж — 10, два туза — 20, туз и король одной масти — 30. Это применяется только в играх на взятки и не применяется в мизере.

С этим понятием употребляется и понятие «кинуть прикуп в лицо», то есть отказаться от прикупа публичным образом, заявив всему столу, что в снос уходят те же две карты, что пришли в прикупе. Эти две карты оставляются на столе открытыми и общеизвестными, а игрок пишет на раздающего 10 вистов как штраф за плохую раздачу. Это применяется также и в мизере.

Затем игрок заказывает игру — окончательно объявляет козырь (или его отсутствие) и сколько взяток он обязуется взять. При этом игрок обязан заказать игру не меньшую, чем была его последняя заявка в торге. Например, если торговля была выиграна заявкой «7 бубен», то игрок может заказать игру 7 бубен, 7 червей, 7 без козыря, 8 пик и так далее, но не 7 пик, 7 треф или 6 червей.

Остальные игроки играют вместе против него; каждый из них решает: играть (вистовать) или не играть (пасовать). Вистующий игрок тоже обязуется взять определённое количество взяток (если вистуют оба, то в сумме): 4 на шестерной игре, 2 на семерной, 1 на восьмерной и девятерной. Десятерная игра, как правило, не вистуется, а проверяется в открытую всеми игроками. Если вистующих двое, игра разыгрывается «втёмную» (то есть с закрытыми картами). Если вистует один игрок, то по его выбору игра может разыгрываться и в открытую: оба кладут карты на стол, и вистующий ходит за себя и за пасующего. Если оба противника играющего решили спасовать, то игра на этом заканчивается, а играющий получает очки за выполненный контракт. Цель игры для всех — выполнить свой контракт (взять нужное количество взяток) и по возможности нарушить контракт оппонента (то есть заставить взять меньше взяток, чем заказано, или взять взятки на мизере).[6]

Мизе́р

При мизере игрок обязуется не брать ни одной взятки. Оппоненты играют открыто. Их цель — заставить игрока взять как можно больше взяток. Игрок забирает прикуп, показывает (или называет) свои карты оппонентам (в этот момент карты могут быть переписаны), и уже втёмную сносит две карты. Мизер — единственная разновидность розыгрыша, где противникам можно записать на бумаге расклад играющего — до того, как игрок снесёт лишние карты. Во всех прочих случаях вести вспомогательные записи в ходе розыгрыша запрещено.[5]

Распасы́ (распасовка)

При распасах все масти равноценны, козырной масти нет, каждый участник играет сам за себя, пытаясь взять минимальное количество взяток. Карты прикупа либо определяют заходящую масть первых двух взяток (при игре втроем), либо принадлежат сдающему (при игре вчетвером), либо не открываются («Ростов», «гусарик»). В случае, если игрок на распасах не взял ни одной взятки (включая сдающего), он, в дополнение к тому, что его соперники пишут штрафы в гору, получает премию в виде очков, или добавляемых в пулю, или вычитаемых с горы.

Розыгрыш

Основное действие в преферансе — розыгрыш взятки. Игроки по часовой стрелке, начиная с ходящего, кладут на стол по одной карте каждый. Первый ходящий задаёт масть. Остальные должны ходить в ту же масть, или козырем, если не имеют заданной масти, или любой картой, если не имеют и козырей. Игрок, положивший старшую карту, забирает взятку. Важно лишь количество взяток, но не количество или номинал карт в них.

Счёт

За каждую сыгранную игру на взятки или мизер, играющий записывает себе определённое количество очков в пулю (и списывается определенное количество очков из горы (конвенция «ростов»)), а вистующий — вистов на играющего. Превышение контракта ничего не даёт играющему, но опасно для вистующих, так как они обязаны взять не меньше определённого по конвенции количества взяток.

Например, играющий заказал контракт 6 пик. И в ходе розыгрыша взял 7 взяток. Вистующие на двоих должны были взять 4 взятки. Если вистовали оба, то «в гору» получит тот, кто взял меньше двух взяток. Если вистовал один, то он получит «в гору» без одной (4-3=1), то есть столько, сколько оговорено конкретной конвенцией.

За каждое нарушение контракта при игре на взятки или в мизер игроки получают определённое количество очков в гору. Взятки, полученные на распасах, также пишутся в гору или же игрок, взявший меньше всех, пишет висты на других (конвенция «Ростов»).

Завершение игры

Правила игры, вообще говоря, позволяют остановить и расписать по договорённости игроков контракт в любой момент, равно как и продолжить игру даже после закрытия пули. Однако этика игры диктует требование доиграть пулю до конца (условия окончания см. выше). Досрочно остановить игру можно только из-за очень серьёзных обстоятельств, например, болезни одного из игроков. В тот момент, когда все игроки достигают ограничения, игра останавливается и один из них «расписывает пулю». При игре на деньги, как правило, полученное количество вистов умножается на заранее оговоренную цену виста и игроки, согласно этике карточной коммерческой игры, должны немедленно расплатиться.

Разновидности преферанса

Существуют несколько конвенций[7], определяющих правила и оценку игр — наиболее известны Сочи, Ленинград (Питер) и Ростов. Также известен так называемый классический вариант.

В преферансе есть много вариаций правил, которые могут быть введены в любую конвенцию и должны оговариваться перед началом каждой партии, например, «Сталинград» (обязательный вист при игре 6 пик) или «игра втёмную» (если игрок заявляет контракт на 6 взяток до того, как посмотрит свои карты, его заявка может быть перебита только контрактом на 7 взяток, или «7 втёмную» перебита заявкой на 8 взяток, и так далее).

Сочи

Для данной разновидности характерен ответственный и «жлобский» вист. Поскольку вистование затруднено, считается «игрой против вистующего».

Ленинград (Питер)

Вист в данной конвенции полуответственный и «джентльменский». Соответственно, данная разновидность может рассматриваться как «игра вистующего», «игра против играющего». Гора и висты — двойныe, пулька может быть ограничена по времени. Индивидуальная пулька не закрывается, а играют до общей суммы. Например, если играют вчетвером до 50, то общая сумма — 200, то есть один игрок может набрать 60, другой 30, третий 70 и последний 40. Разница между пулями и максимальной пулей выносится на гору в двойном размере.

Ростов

При игре на распасах прикуп не открывается. Взявший наименьшее количество взяток записывает определённое количество вистов на партнёров. Считается, что это игра для мастеров распасов. За сыгранную игру игрок получает очки в пулю и уменьшает гору. Игра заканчивается по «закрытию» пули и горы. Изначально определяется количество очков в пуле необходимое для окончания игры и количество очков горы изначально имеющееся у игрока. Взятки набранные на распасах пишутся не в гору, а сразу в висты игрока взявшего наименьшее количество взяток.

Классика

Игра с «бомбами». Возможность использования «бомб» вносит в игру большой элемент случайности и азарта.

Ска́чки

Игра с премиями: тому, кто первый закрыл пулю, и тому, у кого меньше всех очков на горе. Первый тур каждого скака — обязательные пасы (по 2). Стандартные правила: четыре раунда до 22 в пулю. Такое неровное число не позволяет «закрыть» скак двумя случайными мизерами, хотя позволяет завершить скак в три раунда в случае чистого паса. Взявший пулю игрок пишет на противников по 300 вистов, а взявший гору — по 200. Таким образом «отсидевшийся» на горе игрок получает меньший выигрыш, чем тот, кто успешно «лил кровь» (заказывал рисковые контракты) в борьбе за пулю. В случае, если пуля взята в пасах (в пулю записан чистый пас), призёр по горе определяется в момент выхода из распасов. Мизер, как правило, не является выходом. По общему итогу игры подсчитывается пятый набор призов — суммарная пуля и суммарная гора. Это делает игру ещё более динамичной и яркой в последнем туре, так как зачастую решается судьба сразу двух наборов призов. Подсад на игре удвоен по сравнению с «питерским» вариантом. Поэтому обычно при игре в скачки мизера заказываются чаще, чем в остальных конвенциях (подсад на мизере становится сравним с подсадом на игре). После несыгранного мизера «стоимость» пасов зависит от количества полученных взяток: одна — пасы по 2, две — по 4, 3 и более — по 6. Это дополнительно привносит элемент стратегии — «неудачным» мизером можно завести соперников в дорогие пасы с тем, чтобы поправить своё положение в игре в целом.

Размер премий может являться предметом соглашения игроков перед началом игры, в таком случае чаще всего — 100 вистов. Также играется «5 по 20» (иногда «7 по 20»), то есть игра состоит из пяти скачков до 20 в пуле. Тогда тот, кто первый «доскакал» до 20 очков в пуле («призёр»), пишет на остальных по 100 вистов. Тот, у кого на этот момент меньшая гора («амнистёр»), также пишет на остальных по 100 вистов. Таким образом, премии «призёра» и «амнистёра» взаимокомпенсируются, исключая случай, когда игрок стал и «призёром», и «амнистёром». Пуля на этом закрывается и начинается новый скачок, причём гора и висты не закрываются.

Выбираемые соглашения

Приведённые ниже параметры могут изменяться в разных компаниях. Всегда уточняйте их перед началом игры.

  • Вист:
    • Поведение при одном вистовавшем и одном пасовавшем:
      • Жлобский (все висты за подсад играющего и штрафы за недобор взяток вистующий пишет себе, как за себя, так и за пасовавшего).
      • Джентльменский (висты и штрафы вистующий с пасовавшим при реми́зе делят пополам).
      • Дополнительной конвенцией является допустимость схемы «ВИСТ-ПАС-ПОЛВИСТА» на 6 или 7 игре. В таком случае раздача не играется, играющий записывает в пулю сыгранную игру, а вистующий — две взятки на шестерной и одну на семерной. Часто используется при ответственном висте.
    • Поведение при обоих вистовавших:
      • Ответственный (недобор вистующими взяток до обязательного их количества наказывается штрафом в полном объеме, то есть в размере стоимости игры за каждую недобранную взятку) — этот вид вистования чаще всего используется в комбинации со жлобским вистом.
      • Полуответственный (недобор вистующими взяток до обязательного их количества наказывается штрафом в половинном объёме, то есть в размере половины стоимости игры за каждую недобранную взятку) — обычно применяется в комбинации с джентльменским вистом.
    • Поведение при обоих спасовавших:
      • ПАС-ПАС-ВИСТ (на 6-й и 7-й играх первый вистующий или сдававший могут перезаказать ВИСТ).
  • В игре на взятки:
    • Используется ли платный прикуп и возможность кинуть прикуп в лицо.
    • Десятерная игра (вистуется (разыгрывается) / проверяется).
    • Заказ «шесть пик» вистуется обязательно (так называемый «Сталинград»)/по желанию.
    • Возможность ухода за полвиста (вист-пас-полвиста).
    • Первый ход играющего втёмную/в светлую при висте лёжа.
    • Первый ход играющего втемную/в светлую при мизере.
  • В распасах:
    • Выход из распасов (простой/затруднённый/тяжелый, 6/6/6, 6/7/7, 6/7/8, соответственно).
    • Цена взятки на распасах (обычно 1 очко, иногда бывает 2).
    • Прогрессия цены взятки на распасах (отсутствует/арифметическая/геометрическая). Вариант с бесконечной геометрической прогрессией может использоваться карточными шулерами, поэтому соглашаться на этот вариант игры с незнакомыми людьми неразумно.
    • Предел прогрессии цены взятки на распасах (рост прекращается после первого/второго повышения/не прекращается никогда).
    • Прикуп открывается (показывается масть хода) или нет (масть определяет первый игрок).

Кодекс преферанса

Кодекс преферанса — свод правил и рекомендаций, разработанный и утвержденный в 1996 году Обществом любителей преферанса России[8]. Принимается в качестве правил[9] на всех основных турнирах.[10]

Кодекс систематизирует существующие конвенции преферанса, регламентирует все процедуры игры (раздача, торговля, розыгрыш) и ответственность за их нарушение, а также содержит рекомендации по применению дополнительных договорных правил и этике поведения за игрой.

Полезные правила для начинающих

«На девятерной вистуют только попы и студенты». Дело в том, что 9 обычно заказывается тогда, когда есть высокая реальность сыграть 10, но риск таки сохраняется. Потому очень часто игрок берет все 10, и вистующий ощутимо штрафуется.

«Под вистующего с тузующего, под игрочка с семачка, с длинной масти без туза». Простейшее и важнейшее правило при висте «стоя». В случае хода под игрока с туза немедленно оказывается наигранным, например, второй король — игрок кладет под туза малку, и король остается старшим. При правильной игре вистующих второй король обычно не играет. В случае же хода под вистующего с малки вполне реальна ситуация, когда у вистующего нет крупных карт в этой масти, и тогда может оказаться наигранным не только второй король, но и король бланк — особенно глупо ходить под вистующего «из-под туза» — с малки, имея туза в этой же масти (немедленный наигрыш короля бланк). В более точном виде данное правило выглядит как «под второго вистующего ходят самой крупной картой самой сильной своей масти, а под игрока ходят самой мелкой картой самой слабой масти».

«Отожрать и отдаться». На распасах сначала необходимо забрать неизбежные взятки, такие, как тузы. После этого нужно передать право хода другому игроку.

«Длинная масть без хозяйки (семерки)». Непригодна для мизера. Более того, возникает риск «паровоза». Лучший расклад для мизера — когда все семерки на руках у играющего.

«Товарищ несёт пичку — и я пичку». Вистуя стоя, не несите на козырь играющего одну и ту же масть — велика вероятность того, что наиграете ему взятку в слабой масти.

Легенды и мифы

Легенда о ситуации «преферанс» (4 раза ТКД) — описана ниже.

Известна также легенда о «тотусе без шести» — как вариант «девятерная без трех». В этом случае игрок без своего хода, имея на руках ТКД/ТКД/ТКДВ/ренонс, заказывает 10 (или 9), а на руке первого хода — 4 козыря и вся ренонсная масть. В таком случае у игрока играют только ТКДВ в козырях. Любой иной ход приводит к взятию взятки первой рукой.

Словарь терминов

  • «Амнистия» — приём при росписи по окончании игры, когда размер горы у всех играющих уменьшается на одинаковую величину наименьшей горы среди играющих для простоты подсчёта.
  • «Бескозырка» — игра на взятки без козырной масти.
  • «Бланковая карта (бланка, бланк)» — единственная карта в масти.
  • «Большой мизер» — мизер без карт прикупа.
  • «Бомба» — получает игрок при заявлении «пас» втемную. Величина бомбы зависит от прогресса распаса втёмную, она может быть одинарной, двойной, тройной, т.д.
  • «Вист» — а) наименьшая единица учета результатов в преферансе, все остальные единицы (очки в гору и в пулю) пересчитываются в конечном итоге в висты. Поскольку количество вистов является результатом, то цену одного виста участники оговаривают перед началом игры. Для записи собственно вистов на чертеже пули выделены подучастки по числу оппонентов; б) заявление партнеров вистовать (играть) против игрока, заявившего одну из игр; в) это карта (карты), дающая возможность вистующим получить взятку в данной партии; г) взятка, которую получил вистующий в процессе игры против играющего.
  • Вист «стоя (втёмную)» — вистовать в закрытую.
  • Вист «лёжа (всветлую)» — вистовать в открытую.
  • «Вистующий» — партнеры, за исключением играющего, в данной партии.
  • Вист «джентльменский» — в случае ремиза играющего, распределение поровну вистов между активно и пассивно вистующими в данной партии.
  • «Второй (крытый) король» — комбинация карт король-валет или король-малка одной масти. При правильной игре вистующих обычно не играет, кроме экстремальных случаев типа туза бланк.
  • «Выпустить» — позволить противнику успешно сыграть заведомо проигранный им контракт.
  • «Гарантированный вист» — карта (карты), гарантирующая взятку на данной игре, например козырной туз.
  • «Голубой (чистый) мизер» — мизер, который невозможно поймать.
  • «Голый король» — король-единственная карта в масти у игрока. Нередко приводит к наигрыванию лишней взятки у играющего, если у него туз и дама в этой масти.
  • «Гора» — участок на пульке для записи штрафных очков игрока, а также текущее значение в нем.
  • «Гусарик» — разновидность преферанса, позволяющего играть двум партнёрам. При игре в «Гусарик» обычно используется «Сочинский» и «Ленинградский» варианты.
  • «Двойной вист» — комбинация карт одной масти, дающая на висте две взятки в подавляющем большинстве случаев: а) туз, король одной масти; б) трельяж: король, дама, валет одной масти; в) закрытый марьяж: марьяж с маленькой; г) туз, дама, маленькая; д) туз, валет, маленькая; е) туз, десять, девять, восемь; ж) король, валет, маленькая; з) король, десять, девять, восемь; и) дама, десять, девять, восемь.
  • «Двойной удар Берга» — выход на распасах последовательно с туза, а затем короля той же масти, с целью «отобрать свои». Среди опытных игроков часто осуществляется путем выкладывания на стол сразу и туза, и короля.
  • «Ёлка» — участок, применяемый в классическом преферансе для регистрации взяток, сыгранных игр «бомб», игр втёмную.
  • Игра на «стол» — совместная игра вистующих против играющего.
  • «Заложиться» (на какой-либо расклад) — заказать малое количество взяток, предполагая наличие маловероятного расклада карт у вистующих или «пистолета» в козырях.
  • «Зубр» — игрок-профессионал, играющий уже много лет и имеющий не только четкую стратегию, но и большой опыт
  • «Играющий» — партнер, получивший в результате торговли право на игру от 6 пик до мизера.
  • «Игра» или «розыгрыш» — процесс, когда вистующие препятствуют играющему выполнить заявленное количество взяток.
  • «Инфарктный мизер» — мизер, в процессе игры которого игрок может пережить состояние инфаркта, так как результат игры в зависимости от расклада может оказаться как положительным, так и отрицательным и зависит, главным образом, от случайности.
  • «Карты к орденам» — совет держать карты ближе к груди, то есть не дать возможности коллегам выполнить заповедь: «посмотри карты соседа — свои успеешь».
  • «Козырнуть» — выйти на распасах, вызвав снос со стороны обоих игроков, и забрав взятку. Считается ошибкой, недопустимой для мало-мальски опытного игрока (такие игроки на распасах внимательно следят за сносами и ренонсами на других руках).
  • «Колесо» — знак Ø в пульке, обозначающий 100 вистов.
  • «Консоляция» — премиальные очки оппонентам игрока (в том числе пасовавшему) в случае его подсада.
  • «Ловля» — процесс игры партнеров против играющего мизер.
  • «Лидер» — партнер в выигрыше на данном этапе игры.
  • «Малка» — то же, что и «фоска».
  • «Марьяж» — король и дама одной масти.
  • «Мельница» — приём игры и определённый расклад, при котором вистующим своими мелкими козырями удаётся перебить крупные карты играющего, особенно несколько подряд.
  • «Мизер» — игра с целью не взять ни одной взятки.
  • «На одну руку» играть или «на лапу» — обозначение шулерского приёма, когда двое игроков предварительно договариваются играть против третьего игрока.
  • «Наиграть» (взявшую карту) — по ошибке дать противнику еще одну взятку там, где её при правильной игре (или при игре в открытую) не было бы.
  • «Нести» — сбрасывать карты одной масти при ходе в ренонсную масть. Как правило, на мизере с целью «поймать» играющего, либо на распасах.
  • «Небитка» — карты у играющего, на которые он получает все оставшиеся взятки.
  • «Нога» — маленькая карта в одной масти с большой или двумя большими (обычно с марьяжом).
  • «Обязательный вист» — вистующие обязаны отыграть у играющего свои висты; сколько — зависит от заявленной игры. Ответственность за отбор обязательных вистов лежит на активно вистующем.
  • «Одинарный вист» — комбинация карт одной масти, дающая на висте одну взятку в подавляющем большинстве случаев: бланковый туз, второй король, третья дама, четвертый валет.
  • «Паровоз» — серия взяток на мизере. Возникает из-за невозможности для играющего передать ход, ибо ему успешно разыграли все карты, что могли бы быть для этого использованы. Причина самых больших проигрышей в преферансе. Опытные игроки при сомнительном мизере ощущают, возможен ли там «паровоз» или же в худшем случае дело ограничится одной взяткой, и не играют «паровозные» мизера.
  • «Партия» — игра, которая идёт до своего завершения после одной сдачи карт.
  • «Пас» — отказ от активной игры в данной партии.
  • «Первая рука» — игрок, находящийся от сдающего слева, дальше — нумерация по часовой стрелке.
  • «Перезаклад» («недозаказ») — заказ игроком меньшего числа взяток, чем он может гарантированно получить при любом раскладе. В некоторых компаниях такое поведение штрафуется, но по разумным правилам игрок имеет право потребовать строгого доказательства недозаказа. В некоторых конвенциях («ростов») почти невозможен, ибо выигрыш игрока в случае «сказал 7 и сыграл 7» выше, чем в случае «сказал 6, взял 7 и подсадил вистующего».
  • «Пистолет» — то же, что «стена».
  • «Подпорка» — то же, что «нога».
  • «Подсад» — невыполнение контракта.
  • «Полвиста» — возможное заявление партнера в шестерной и семерной игре после того, как другой спасовал. Присутствует не во всех конвенциях.
  • «Помощь» — после достижения максимального размера пули (оговариваемого перед игрой) игрок начинает «помогать» закрывать пулю остальным игрокам согласно текущей конвенции.
  • «Преф» — сокращенное название игры Преферанс, используемое в разговорной речи.
  • «Преферанс» — состояние в игре, которое возникает после торговли (за исключением торговли до мизера) при наличии на руках игрока (вместе с прикупом) туза, короля и дамы во всех четырех мастях. Существует договорное правило, согласно которому игра при этом заканчивается, игрок закрывает свою пулю, списывает свою гору, закрывает остальных участников и пишет на них по 100 вистов. Профессиональными игроками считается шулерским правилом, поскольку для опытного шулера не составляет труда раздать преферанс своему партнёру. Вероятность же прихода преферанса при честной игре составляет (12!*20!)/32! , то есть примерно одна на 226 миллионов раздач. При непрерывной игре и одной раздаче в минуту в среднем игроку пришлось бы ждать такого расклада 430 лет.
  • «Прикрышка» — то же, что «нога».
  • «Прикуп» — пара карт, откладываемая отдельно при раздаче. Прикуп забирает игрок, победивший в торговле.
  • «Прикупной расклад» — расклад карт, при котором почти любые карты в прикупе усилят руку играющего.
  • «Прокидаться» — пойти не той картой, которой было задумано, из-за волнения или усталости. Также может быть использован термин «обдёрнуться», из «Пиковой дамы» Пушкина.
  • «Промоция» (от англ. promotion — повышение (в ранге)) — розыгрыш дополнительной взятки в козырях при ходе от вистующих. Например, пара дама-малка у вистующих обычно взятку не берёт. Но при определённом раскладе и козырном валете у другого вистующего(пасующего) можно превратить эту комбинацию во взятку.
  • «Прорезать играющего» — комбинация, вистующий справа от играющего делает ход малкой через него.
  • «Пуля» — a) участок на чертеже для записи очков за сыгранные игры и ноль взяток на распасе, а также текущее значение в нем; б) в более широком смысле, вообще партия игры в преферанс: «сыграть пулю», «расписать пулю».
  • «Разбойник» — партнер остался один с несписанной горой, а время игры не вышло.
  • «Раз» или «пики» — минимально возможная заявка на игру (шесть пик).
  • «Расклад» — комбинация карт a) у играющего; б) у всех троих.
  • «Расписать пулю» — сыграть в преферанс.
  • «Ремиз» — недобор взяток.
  • «Ренонс» — отсутствие карт в одной из мастей.
  • «Роспись пули» — расчет игры.
  • «Рука» — a) игрок, см. «первая рука»; б) то же, что «расклад» (в 1 знач.)
  • «Свои взятки» — те взятки, которые будут получены неизбежно. Выражение связано с приёмом игры на распасе, при котором игрок стремится забрать «свои взятки» в начале игры, дабы под конец не получить вместе с ними и другие. Также используется при ловле мизера, чтобы покатать игрока на паровозе (задорого).
  • «Свой вист» — вистующие отказались активно вистовать, один из них соглашается на свой вист, если ему разрешит играющий (свой вист возможен только на 6-й и 7-й игре).
  • «Сдающий» — а) пассивный вистующий при игре четырёх партнеров; имеет право активно вистовать при отказе двух партнеров, также имеет право играть мизер в паре с любым из игроков, если такое будет предложено; б) игрок, отвечающий за правильную сдачу карт, прикуп; контролирует ход игры, правильную запись партнерами после данной партии.
  • «Сорока» — то же, что «марьяж».
  • «Сталинград» — договорное правило, требование всем игрокам вистовать при заказе 6♠. Некоторые игроки считают это правило ненужной азартной составляющей.
  • «Стена» (или «пистолет») — расклад, при котором у одного из игроков нет карт некоторой масти. Как правило, «стена» это 4 или даже 5 козырей у вистующего (или пасующего), что сулит ремиз играющему.
  • «Струна» (или «трёхструнка», или играть «на струне») расклад у играющего, когда в каждой масти (и козырной) у него не более трёх карт, то есть 3-3-3-1 (3-3-3-3 до сноса прикупа).
  • «Стол» — партнеры.
  • «Сюркуп» — приём, при котором один вистующий ходит некозырной картой, а играющий и другой вистующий кладут по козырю.
  • «Торговля» — борьба партнеров за право назначения игры.
  • «Тотос» — десятерная игра.
  • «Третья дама» — комбинация карт дама-валет-малка или дама-малка-малка одной масти.
  • «Тройной вист» — комбинация, дающая три взятки на висте в подавляющем большинстве случаев: а) туз, король, дама; б) туз, король, валет (при чужом ходе); в) туз, король, девять, восемь; г) закрытый трельяж (король, дама, валет, восемь); д) марьяж, закрытый двумя маленькими без семерки; е) король, валет, две маленькие без семерки.
  • «Угадайка», «пятидесятипроцентник», «тридцатитрехпроцентник» и т. д. — ситуация на «мизере», когда вистующие должны угадать, какую масть снес играющий, и, если не угадали, то мизер становится сыгранным. Видя у себя «угадайку», играющий может снести карты случайным образом, чтобы исключить влияние психологических факторов. Иногда в случае, если вистующие угадают, возникает «паровоз». Это один из самых психологически напряженных моментов в преферансе, нередко игроку предлагают зачесть игру с одной взятой взяткой, и нередко игрок не соглашается.
  • «Фальшренонс» — ошибочный снос карты не в масть. Серьёзное нарушение, штрафуется.
  • «Фестиваль» — то же, что и «Струна».
  • «Фишки» — карты. Также «фишкА» с ударением на «А». «Метать фишки» — играть в преферанс. «Натягивать фишкУ» — раскладывать розданные карты веером в руке, сортируя их по мастям и старшинству.
  • «Флаг» — 100 очков в горе (или пуле).
  • «Фонарь» — то же, что «колесо».
  • «Фоска» или «фошка» — неиграющая карта, чаще всего одна из младших карт в масти.
  • «Четвёртый валет» — комбинация карт: валет и 3 малки одной масти.
  • «Чемодан» — 100 очков на горе.
  • «Хозяин горы» — партнер, набравший в начале игры на обязательных распасах наибольшее количество очков, «хозяин горы» производит заказ игры.
  • «Шкаф» — ситуация на распасах, аналогичная «паровозу» на мизере. Среди опытных игроков «зашкафленный» игрок обычно «падает со шкафом» — кладем все свои карты на стол лицом вниз, объявляя «все остальные взятки мои». Так как эта конвенция может использоваться в «налапнике», в случае взаимного недоверия другие игроки могут потребовать проверки «шкафа».

Культурное влияние

Преферанс — тема для множества анекдотов, поговорок, крылатых фраз. Некоторые поговорки означают мнемонические правила, выработанные тактические приёмы. Другие же просто являются выражением народного юмора.

Преферанс часто упоминается в советских и российских художественных фильмах и сериалах. Так, например, герои фильмов «Дублер начинает действовать», «Курьер», «Преферанс по пятницам», «Улицы разбитых фонарей» расписывают пулю в ходе сюжета. В фильме «Криминальный квартет» сам ход игры имеет существенное значение в сюжете картины.

В преферанс играет герой песни Владимира Высоцкого «Невидимка».

Многие знаменитости отзываются о преферансе как любимом увлечении. Известными игроками были и остаются: Армен Джигарханян, Георгий Арбатов, Аркадий Арканов, Леонид Якубович.[11]

В 1960—1970 годы в актёрской среде была широко известна тройка азартных игроков, проводивших не одну ночь за пулей: Ольга Аросева, Татьяна Пельтцер и Валентина Токарская.[12]

Преферанс был и остаётся чрезвычайно популярным в студенческой среде — даже несмотря на то, что при советской власти любые карточные игры на деньги считались азартными (понятия «коммерческая игра» не существовало) и увлечение преферансом наказывалось — вплоть до отчисления из вуза.

Игра преферанс существует в многочисленных версиях компьютерных игр для персональных компьютеров, PDA и мобильных телефонов. Популяризация преферанса продолжается и на Западе. Многие иммигранты продолжают культивирование игры. Здесь следует отметить таких игроков, как И. Боярский, Г. Шелл и др.

Соревнования

4-й кубок Содружества независимых государств по преферансу

Прошел 4 и 5 апреля 2009 года в Москве (участвовало более 160 игроков из семи стран). Чемпионом СНГ стал Дмитрий Новицкий (главный редактор журнала «Шахматы» гроссмейстер из Минска). Третье место — Сергей Михайловский (Беларусь).[13]

Командные соревнования по преферансу

С 2000 года регулярно проводятся на игровом сайте клуба Гамблер. В них принимают участие более 100 команд. [14]

Чемпионат мира по интернет-преферансу

Первый турнир был проведен c 4 по 31 октября 2010 года Международной лигой преферанса на площадке клуба умных игр Гамблер. Приняло участие более 600 игроков из 25 стран. Чемпионом стал Николай Воронин из Киева. Второе место занял Угоренко Леонид из Санкт-Петербурга, третье место — Рожновский Константин (Москва) [15]

См. также

Примечания

  1. «Без психологии в преферансе никуда» Коммерсантъ «Настоящая игра» № 5(5) от 26.09.2007 ссылка проверена 31 марта 2009
  2. Каплун А. «Преферанс дороже денег: беседы и практикум». ссылка проверена 31 марта 2009
  3. Кодекс преферанса. Раздача карт ссылка проверена 14 апреля 2009
  4. Как правильно называть карточные масти
  5. ↑ Кодекс преферанса. Мизер ссылка проверена 27 января 2009
  6. Кодекс преферанса, п. 3.8. Вист. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  7. Описание конвенций и разновидностей преферанса. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  8. Состав редакционной коллегии Общества любителей преферанса России. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  9. явно или являясь основой регламента
  10. Чемпионате мира по преферансу, турнирах Международной Лиги преферанса, клубов Fair Play Club и ЦК Интеллектуального спорта
  11. Знаменитости об игре, картах, преферансе и сети Интернет ссылка проверена 31 марта 2009
  12. Биография Ольги Аросевой на сайте people.ru ссылка проверена 31 марта 2009
  13. Народная новость. Белорус стал чемпионом СНГ по преферансу
  14. Страница Преферанса в клубе Гамблер
  15. Результаты первого Чемпионата Мира по интернет-преферансу

Литература

  • Александров Е. М., Эрик И. А., «Современный преферанс», Йошкар-Ола", 1994 год. 160 стр. ISBN 5-87898-032-0
  • Аркадий Каплун «Преферанс дороже денег», Скифия, СПб, 304 стр. ISBN 5-903463-02-2
  • Дмитрий Лесной «Русский Преферанс», Айрис-Пресс, 696 стр. ISBN 5-7836-0219-1

Ссылки

  • Описание разновидностей преферанса и отдельных наборов конвенций (договоренностей)
  • Кодекс преферанса с комментариями и Этика преферанса (2008)
  • Литература по преферансу на русском языке
  • Задачи по преферансу

В литературе и искусстве

  • Иероним Иеронимович Ясинский. «Толстого или Гоголя?»

Tags: Преферанс анекдоты, преферанс ленинградка играть, преферанс флоренция, преферанс сочинка играть, преферанс 3.12.